?

Log in

ՄԷԼԻՔԱՑ ՏՈՒՆ
Меликский Дом - House of Meliq
Recent Entries 

Швейцария назначила своего первого посла в Армении. Им стал князь Константин Оболенский, который 16 марта вручил свои верительные грамоты президенту Армении Сержу Саркисяну.

 

Оболенские – это русский княжеский род из династии Рюриковичей. Родословная этого рода восходит к XIV веку. Название рода происходит от города Оболенск, расположенного недалеко от Москвы. Веками Оболенские числились среди наиболее видных аристократических домов России. Среди представителей рода были военачальники (в том числе и воеводы еще при царе Иоанне III), политики и общественные деятели.

Информация с официального сайта Союза Армянских Дворян



Решил попытаться запустить первое сообщество по истории Армении. Посмотрим, что из этого получится...

Некоторые сообщения из своего ЖЖ, касающиеся армянской истории, продублирую в новом сообществе. Но там будут и новые статьи, записи, ссылки на книги по армянской истории и другие материалы.
"У армян есть город в море, которое называют Лайас (Айас), где происходит большая торговля, поэтому, Вы должны знать, все виды специй, шелковистых и плетших золотом товаров и других драгоценных товаров принесённых отовсюду в этот город. Торговцы Венеции и Генуи и других стран приезжают в это место, чтобы продать и купить товары. И кто бы не желал путешествовать на Восток, так или иначе станет торговцем этого города" (Марко Поло. Книга о разнообразии мира)

Не буду пересказывать историю и значение армянского порта Айас. Об этом можно прочитать здесь.

Карта Киликийского Армянского Королевства

В интернете нашел пару удачных фотографий, сделанных Arthur_G_78

Армянский форт, оберегавший гавань порта Айас.

Тот же форт - другая фотография.

Фотография стен прибрежной крепости Айас.

Сторожевая башня порта Айас.

Обратите внимание на кладку башни - я никогда ранее не встречал таких круглых камней, вделанный в стену сторожевой башни.

А вот как эта башня и порт выглядели во времена Марко Поло.

На этой фотографии отчетливо видны следы варварского обстерла городских стен мамелюками (Айас и Киликийское Армянское Королевство было сначала захвачено мамелюками Египта, и лишь затем перехвачено турками)
"Благородное и уважительное отношение к противнику органично привело к тому, что в Армении и прилегающих странах крестьяне и ремесленники были освобождены от воинской повинности. Сегодня уже трудно сказать, на каком этапе истории это произошло, но факт остается фактом, с незапамятных времен у армян, персов, ассирийцев, в определенной степени у греков и грузин в армии служили лишь младшие сыновья представителей дворянских родов. В Армении они назывались сепухами. Слово сепух, возможно, имеет индоевропейские корни (ср. персидское سپاه – sepâh, армия; инд. sipaj – солдат). Это было мудрое решение, позволяющее по возможности уберечь крупные нахарарские (княжеские) роды от нежелательного дробления. Кроме того, сепухи сызмальства готовились к ратному делу: в них воспитывался дух воина-патриота. В то же время уделом крестьянина и ремесленника оставались возделывание земли и производство необходимых для страны товаров.

Время от времени, в силу каких-либо обстоятельств, ряды дворянства пополнялись отдельными представителями «невоенного люда». В этом случае они также получали возможность отправлять на военную службу своих сыновей. Служба в армии являлась поистине почетным занятием: достаточно сказать, что уже само право служить указывало на благородное происхождение. Обремененные тяжелым трудом, многие крестьяне и ремесленники с понятной завистью взирали на гарцующих на горячих скакунах всадников, или покрытых блестящим панцирем пехотинцев. Служба в армии для подавляющего большинства населения Армении представлялась несбыточной надеждой.

Симптоматично, что в регионе было много крепостей, и войны, практически без исключений, велись вокруг них и за обладание ими. Тот, кто владел крепостью, тот являлся хозяином прилегающих деревень и земли. Пашни и виноградники, возделанные участки земли являлись табуированными для ведения военных действий. Словом, это были «благородные» войны, никоим образом не затрагивающие население и практически не отражавшиеся на его жизни."

Прочитать о том, как ситуация изменилась в статье Левона Мелик-Шахназаряна "Трагедия длиною в десять веков".


В Википедии прочел околонаучный ляпсус – статейку "Аршакиды Кавказской Албании". Судя по стилю, это очередная псевдоученая клякса, составленная азербайджанскими "историками" (статья пестрит цитатами из работ небезызвестного азербайджанского "историка" Мамедовой, которую не раз уличали в нарочитой лжи) и их витруальными пропагандистами. Суть статейки в том, чтобы доказать, что "в кавказской Албании правили Аршакиды", которые – и в этом весь подвох статейки – были не армянской династией, а массагетской. Причем по "логике" авторов статьи, одно то обстоятельство, что династия правителей Албании неармянская – одно это, якобы, уже должно быть достаточным "доказательством" принадлежности всего края Азербайджану. При этом, авторы статьи к кавказской Албании присоединили армянские провинции Утик и Арцах (позже входившие в Арран), а правителей этих областей - Арраншахиков - объявили "Аршакидами".

Ложь обнаруживается сразу. Дело в том, что азербайджанцы – народ тюркского происхождения, а из истории известно, что тюрко-татарские племена впервые появились и стали оседать на Кавказе в 9-10 веках. В то время как первые упоминания о кавказской Албании относятся к 4 веку до нашей эры, те на 14 веков (!) до появления тюрко-азербайджанцев на Кавказе. Язык азербайджанцев относится к алтайской азыковой семье, и одно это уже подсказывает, в каких именно алтайских краях азербайджанцам стоит искать исвои коренные права. Население кавказской Албании (которое в основном было дагестанско-ираноязычним) и население Аррана (которой большей частью было армяно-ираноязычным) к азербайджанцам не имеют никакого отношения. Так что, даже если династия правителей кавказской Албании является аршакидской, это все равно никакого отношения к азербайджанцам и к их сомнительными притязаниям не имело бы.

Однако, разберемся с отождествлением Арраншахиков с албанскими АршакуниCollapse )
20th-Jan-2011 10:10 pm - Полифония

Могу часами слушать полифоническое (многоголосое) пение и наслаждаться тоньчайшей синергией звуков и тональностей. 

Любопытно то, что в плане географии, полифония получила особое развитие по всему ареалу северного Средиземноморья (в широком смысле) - то есть от Иберийского полуострова, через юг Франции (Аквитанию), Корсику, Сардинию, на Балканы (особенно Болгария) и далее в Абхазию, Аланию (Осетию), Грузию,
 Армению и Северный Кавказ. В некоторых из упомянутых стран и регионов, полифония получила значительное развитие, создав шедевры песенного искусства, как например в Грузии, Абхазии, Осетии, в Болгарии, на Корсике и Сардинии. В других странах, увы, пришла в упадок или уступила место чужеродным песням и музыкальным мотивам; речь в первую очередь идет об Армении, где древняя полифония языческих армянских гусанов-менестрелей в значительной степени уступила место большей частью чужеродным музыкальным мотивам. Крупицы армянского многоголосого пения были лишь частично спасены великим Комитасом - один пример можно послушать в отрывке по этой ссылке (да и то в ошибочном исполнении, поскольку песня мужская и женских голосов не должно быть вовсе).

Другие произведения Комитаса можно послушать и бесплатно скачать по этой ссылке.

А так звучит корсиканская полифония - гимн Корсики в исполнении (экспромтом) прекрасной корсиканской группой I Mouvrini.

Вот пример болгарской полифонии - в Болгарии (и в других славянских странах, в том числе и в России) полифонические песнопения практически всегда женские.

Спрашивается: как все это связано с дворянской тематикой? Ответ: весьма непосредственно. Многие родовые гимны на Кавказе исполнялись именно традиционным полифоническим способом, когда во время родовых застолий мужская часть пирующих вставала вокруг стола и множеством голосов исполняла родовые гимны и песнопения. В далеком детстве я сам еще мальчиком был свидетелем таких песнопений в нашем роду. Очень бы хотелось, чтобы это полифоническое искусство не пропало, не растворилось в потоке сомнительной попсы.
30th-Dec-2010 11:21 pm - С Новым годом!
Всех и всем =)
Недавно листал Википедию. Моё отношение к ней в целом негативное; при том, что у Википедии претензии на "академичность", в ней публикуется множество совершенно антинаучного материала, зачастую политизированного и идеологизированного. Одни статейки про историю Азербайджана чего стоят! Наука там даже близко не стояла!

Но время от времени встречаются интересные статьи, чаще перепечатки из других источников. Мне попалась статья про одну из древнейших игр в истории человечества - нарды. Вот любопытный отрывок из статьи:

"В Персии, в III тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек — 12 месяцев в году [соответственно и 12 месяцев зодиака - М], деление доски на 4 части — времена года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек — число лунных и безлунных дней месяца. Сумма очков на противоположных гранях кости — 7 — была равна числу планет, известных в то время. 

 

В Западной Европе распространение игры связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась Трик-трак. Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды." 


Сохранился ценнейший первоисточник - зороастрийское писание о возникновении игры нарды - "Чатранг-Намаг" (дословно "Шахматная книга" - сравните с армянскими словами ճատրակ=шахматы и նամակ=письмо, грамота) в переводе Артура Амбарцумяна.

Увы, в наше время нарды потеряли своё мистическое содержание и церемониальное значение, превратившись в наиболее популярную игру в Армении и в других странах Средиземноморья.

В Степанакерте состоялась презентация древней армянской Конституции

 

В рамках празднования 87-летия столицы Нагорного Карабаха - г. Степанакерта, в Арцахском государственном университете состоялась презентация книги доктора исторических наук, профессора Ереванского государственного педагогического университета Кима Каграманяна "Конституция царя Вачагана: истоки правопорядка в НКР".

 

Как сообщает корреспондент ИА REGNUMНовости в Степанакерте, Конституция представляла собой сборник из 21 законов - канонов, принятых в конце V - начале VI в.в. в дачном местечке Агвен Агванка (в 66-428 гг. н.э. Арцах входил в состав армянского царства Аршакидов, после распада которого и раздела между Персией и Византией вместе с армянской провинцией Утик был присоединен к Албанскому (Агванскому) царству, - ред.).

 

Инициатором создания конституции был царь Страны Агванк Вачаган Барепашт (Благочестивый). В принятии "Конституционного канонника" принимали участие князья и дворяне Агванка, Утика, армянские духовные деятели правобережья и левобережья Куры. Целью Вачагана Барепашта было посредством законов установить согласие между различными слоями общества, способствовать укреплению законности, усилению государственности и тем самым - противостоять угрожающей внешней опасности. "Конституционный канонник" - первый армянский сборник законов светского содержания, дошедший до нас в целостном письменном виде.

 

По словам Кима Каграманяна, истоки правового порядка в Нагорно-Карабахской Республике берут начало в 5 веке.

 

"1500 лет назад в Арцахе со стороны гениального человека, который царствовал в восточной части Армении, была создана Конституция, являющаяся одной из величайших ценностей нации. Фактически, основы правового государства были заложены 1500 лет назад, Конституцией. Этот памятник армянской юридической мысли является напоминаем о том, что еще 1500 лет тому назад в Арцахе была государственность и существовал правопорядок", - отметил Ким Каграманян.

 

По словам ученого, Карабахское национально-освободительное движение является ярким примером законопослушания и опирается на традиционный правопорядок. "Все решения, включая признание независимости НКР, были приняты согласно советской Конституции, законным путем. Образование НКР в труднейших условиях распада СССР, ее дальнейшее укрепление и развитие в еще более трудные военные и послевоенные годы имеют свои исторические корни. Как известно, во все времена перед лицом опасности, угрожающей национальной самобытности и вере армян, все общественно-политические силы края могли найти в себе силы сплотиться, мобилизоваться и сохранить свою самостоятельность. Далеко не в последнюю очередь этому способствовал ценный и интересный сам по себе документ, созданный на этой земле еще 1500 лет назад и дошедший до нас полностью - конституция царя Вачагана Барепашта", - отметил Каграманян.

 

Книга включает в себя материал на трех языках - армянском, русском и английском. Издана она при спонсорской поддержке Армена Давтяна, корни которого уходят в Арцах. Намечается новое издание книги с более широким содержанием. Вачаган царствовал до 510 года. Его имя и деяния почитались в народе во все века. О нем сохранилось много народных преданий. Его образ увековечен в армянской сказке "Анаит", обработанной Казаросом Агаяном. Его мавзолей у монастыря Апостола Егише в Мартакертском районе НКР в числе других армянских памятников был разрушен азербайджанцами во время кратковременного захвата этой территории в 1992-93 годах.

Источник: ИА REGNUM
Союз Армянских Дворян открыл свой новый интернет-сайт.

На сайте периодически размещаются свежие новости. Последняя новость - готовящееся 16 октября поломничество в Ахцк, родовую усыпальницу армянского царского рода Аршакуни. Паломничество организует известный историк Артак Мовсисян. Призываю всех, кому не безразличны значение и судьба этого памятника армянской истории, принять участие в готовящемся поломничестве.

С усыпальницей связана интересная история. В VI веке персидская армия напала на Великую Армению. Среди прочих был захвачен гавар Анахтакан (Екелеац) ашхара Бардзраайк, где располагалась родовая усыпальница царей Аршакуни. Несмотря на то, что останки царей считались священными, персы попытались вывезти их в свою страну, веря в то, что хранение священных царских останков добавит им славы. Однако по пути следования в Персию, армянское нахарарское войско под командованием спарапета князя Васака Мамиконяна атаковало персов и в тяжелом бою недалеко от селения Ахцк гавара Арагацотн, отняло останки царей Аршакуни. Армянские князья посчитали, что царские останки не стоит перевозить обратно в Екелеац, и что их нужно перезахоронить как можно скорее. С этой целью недалеко от места сражения в Ахцке, была построена усыпальница. Это сооружение датируется 359 - 360 гг н.э..

Сегодня эта святыня армянского народа находится в плачевном состоянии - бесхозно брошена на произвол судьбы. Надеюсь, что частью программы поломничества будет уход и обустройство территории вокруг усыпальницы.

Я был приятно удивлен речи президента Саркисяна, произнесённой на приёме по случаю 19-ой годовщины независимости Армении (Ереван, СКК, 21 сентября 2010 г.). На моей памяти, впервые со дня восстановления независимости Армении глава армянского государства публично признал то, что тщетно пытались затушевать и умолчать все без исключения правительства Армении, начиная с Первой Республики! Президент Сарксиян признал фундаментальную роль родовой армянской аристократии в истории страны и в судьбе армянского народа. Вот отрывок:  

"Наши царские и княжеские роды, имея за спиной всенародную поддержку, передавали друг другу знамя армянского духа и самости. И делали это не дожидаясь своего звёздного часа, но приближая этот звёздный час; консолидировали нацию вокруг идеи, вкладывали средства в достижение священной цели, сражались и вели переговоры, строили и творили, поддерживали искусство и науку. И все это делали одновременно, взаимодополняя друг друга. В итоге, они оставили нам наследие, которое богато и обазывающе. Богато настолько, что временами мы оказываемся не в состоянии воспринять. Богато настолько, что Матенадаран кажется тесным. И обязывающе настолько, что временами кажется, что нести ношу этой ответственности превыше сил наших."

Армянский оригинал ниже:

Նախագահ Սերժ Սարգսյանի ելույթը Հայաստանի անկախության 19րդ տարեդարձի կապակցությամբ կազմակերպված ընդունելությանը (Երևան, Մարզահամերգային Համալիր, 21 սեպտեմբերի 2010 թ.) – հավելված.

"Մեր արքայական ու նախարարական տները՝ թիկունքում ունենալով համազգային աջակցություն, իրար են փոխանցել հայ ինքնության ոգու և պետականության դրոշը: Եւ դա արել են ոչ թե սպասելով իրենց աստեղային ժամին, այլ կերտել են այդ աստեղային ժամը. ազգ են համախմբել գաղափարի շուրջ, միջոցներ են կենտրոնացրել սուրբ նպատակին անվրեպ հասնելու համար, կռվել են ու բանակցել, կառուցել են ու արարել, արվեստ ու գիտություն են հովանավորել: Եւ այս ամենը արվել է միաժամանակ, միմիանց փոխլրացնելով: Արդյունքում մեզ թողել են ժառանգություն, որ հարուստ է և պարտավորեցնող: Հարուստ է այնքան, որ երբեմն դժվարանում ենք յուրացնել: Հարուստ է այնքան, որ Մատենադարանը նեղ է դառնում: Եւ պարտավորեցնող է այնքան, որ երբեմն թվում է, թե այդ պատասխանատվության բեռը կրելը վեր է մեր ուժերից:"

Мои френды ёжики (они же wild-hedgehogs) продолжают публиковать у себя книгу Якова и Давида Арзановых «Опыт написания истории Армянского Царства». Весьма рекомендую всем интересующимся армянской монархией и историей Армении.
Շվեդիայի արքայադուստր Վիքտորիայի եւ Դանիել Ւեսթլինգի հարսանիքը՝ տեսանիւթ եւ լուսանկարներ.

Տեսանիւթ

Նկարներ jeannygreyից

Շնորհաւորում եմ ստրանց:
В своем предыдущем посте я ссылался на прекрасную тему о средневековых армянских воинах и на красивые фотографии, сделанные френдом mazzoniguide. Чем больше я смотрел на изображение воина на хачкаре, тем больше не давало покоя подозрение в том, что, возможно, мастер-зодчий хачкара пытался изобразить на нем самого князя Асана-Джалала I Дола, правителя Хаченского княжества.

Я попросил френда mazzoniguide рассказать о месте расположения хачкара. И оказалось, что действительно, хачкар расположен "на кладбище рядом с княжеским дворцом hАсана Джала, на горе, что напротив Гандзасара" (см. коммент 2010-06-07 09:25 am). Логично предположить, что на кладбище похоронены именно представители рода Асан-Джалалянов; следовательно и хачкар должен бы изображать не любого дворянина, а именно представителя этого рода. Могу предположить, что данный хачкар, вероятнее всего, 13-го века (именно тогда в указанном месте было селение, но это предстоит еще подтвердить), и если так, то это период, когда как раз когда жил князь Асан-Джалал. Также известно, что князь Асан-Джалал много воевал - сначала против монголов, затем, в составе союзных с монголами армий вдали от родины, затем снова против монголов. Известно также о печальной кончине его жены, умершей после возвращения из тяжелого пятилетнего путешествия в Монголию. А на хачкаре как раз сцена прощания князя со своей супругой. Я извиняюсь, конечно, но как-то слишком много получается "совпадений".

Я считаю, что это настоящее открытие! До сего дня у нас не было изображения князя Асана-Джалала I Дола за исключением одного средневекового европейского манускрипта, где князь Асан-Джалал изображен в составе дипломатической делегации, сопровождавшей армянского царя Хетума I в Каракорум; но там изображена группа армянских аристократов, и непонятно, кто именно из них князь Асан-Джалал. Кроме того, возможно, европейский художник не видел самого князя, и следовательно изображение на манускрипте условное; одежда армянских дворян не совсем похожа на армянскую одежду 13-го века. А в случае с упомянутым хачкаром можно со всей высокой степенью вероятности предположить, что зодчий видел князья своими глазами, и потому изображение - хоть и не очень детальное - но все же является изображением самого князя Асана-Джалала. Кстати, другое ивзаяние князя Асана-Джалал Дола сохранилось на куполе Гандзасарского храма. И лицо, изображенное на хачкаре, совпадает с чертами лица изображения князя на куполе Гандзасара, что является еще одним доказательством тому, что на хачкаре действительно сам Асан-Джалал Дола.

В связи с этим открытием, большое спасибо френду mazzoniguide. Вот что значит отдых с толком! Человек не только поехал отдыхать в Арцах, не только сделал массу прекрасных фотографий, но в данном случае, на мой взгляд, сделал настоящее открытие!

Вице-спикер Палаты Лордов Великобритании, и почетный член Союза Армянских Дворян баронесса Кэролайн Кокс вновь посетила Арцах. Это ее 70-ое посещение страны.

Баронесса вчтречалась с президентом НКР Бако Саакяном и посетила выставку в Дворце молодежи - здесь две фотографии от френда.


 


Несмотря на то, что после восстановления своей независимости в 1918 году Армения выбрала республиканскую форму правления (что по моему глубокому убеждению было серьезнейшей ошибкой), традиционное армянское дворянство приняло самое активное участие в возрождении Родины. В годы Первой Респубики (1918-1920) значительная часть ее политической, военной, научной и творческой элиты была представлена именно выходцами из традиционных дворянских и титулованных аристократических родов.

Патриот и хороший человек 517design выложил в своей электронной энциклопедии Hayq фотографии членов правительства и военной элиты Первой Республики Армения. Ниже привожу  неполный список представителей титулованных армянских аристократических родов, которые находились в руководстве Первой Республики (ссылки на фотографии):

Генерал-майор князь Кристопор Араратян (Араратов) - министр обороны Армении

князь Саргис Араратян - министр финансов

князь Микаел Атабекян - министр образования (из арцахского меликского рода)

князь Амазасп Срвандзтян - командующий отрядами самообороны


князь Аршо Шаатуни - военачальник

князь Седрак Асан-Джалалян


Список представителей нетитулованных дворянских родов еще длиннее, так что, отмечу лишь несколько видных лиц:

генерал Товмас Назарбекян - командующий армейским корпусом

генерал Погос-Бек Пирумян - герой Сардарапатского сражения (из арцахского меликского рода)

генерал Даниел-Бек Пирумян - герой Сардарапатского сражения (из арцахского меликского рода)

Погос Бежанбек - военачальник

дипломат Тигран Бекзадян - представитель Армении в Закавказье

женщина-дипломат Диана Абгарян (Абгар) - посол Армении в Японии в традиционной японской одежде (кимоно)

Джаангир Ага - прославленный сын езидского народа, командующий езидским конным ополчением, герой Сардарапатского сражения

Большинство этих благородных и преданных Родине людей были расстреляны или объявлены вне закона коммунистами-большевиками, захватившими власть в Армении в 1920 году.
Царь Тигран II Великий Арташесян в окружении четырех царей. Возможно, речь идет о четырех бдешхах (вице-королях) Великой Армении. С другой стороны, выражения лиц некоторых из них демонстрируют враждебность, так что нельзя исключить, что изображены плененные Тиграном цари сопредельных стран.


За царем Тиграном следует один из предков великих князей Арцруни, род которых традиционно владел нахарарством (придворной должностью) знаменосцев. Согласно свидетельству историка Хоренаци, нахарары Арцруни "носили перед царем орлов" (то есть инсигнии, флаги и прочие геральдические знаки), что и изображено на картине.

Сам царь Тигран в традиционной армянской короне-тиаре, которую также можно увидеть на его знаменитых монетах. Из вышеизложенного следует, что автор - некий европейский художник 19-го века (имя выяснить не удалось) - был знаком с историей и традициями царства Великой Армении. Однако он также допустил ряд ошибок; в частности, одеяния некоторых воинов (те, что с удлиненными шлемами) скорее персидские, нежели армянские.
В Ереване стартовали мероприятия, приуроченные к 2150-летию армянского царя Тиграна II Великого Арташесяна.

В рамках этих мероприятий, которые продлятся до конца года, будут организованы конференции и круглые столы, походы по историческим местам Армении, показы научно-популярных фильмов.

В частности, в Ереванском государственном университете 12 мая состоялся показ научно-популярного фильма "Тигран Великий. Правитель-патриот". По словам автора фильма, доцента кафедры истории Армении ЕГУ Артака Мовсесяна, университет также собирается выпустить ряд книг о Тигране Великом, включающие в себя сведения из первоисточников. По мнению же ректора ЕГУ Ара Симоняна, праздничные мероприятия должны были быть проведены с более широким охватом, как в Армении, так и в Карабахе и Диаспоре.

Отметим, что Тигран II Великий, правивший в первом веке до нашей эры, был одним из самых выдающихся армянских царей. В этот период были совершены наиболее значительные завоевания Великой Армении. В ходе его правления страна превратилась в могущественную державу, охватившую значительную часть Передней Азии, простираясь от Средиземного до Каспийского морей и от реки Куры до Месопотамии.

Источник

Мои хорошие друзья ёжики (а.к.а wild_hedgehogs) по частям размещают в своем блоге любопытную и редкую книгу "Галлерея достопамятных царей Армении". Уже размещено три части, некоторые с интересным гравюрами предков, начиная от праотца Айка Наапета.

Всем, интересующимся историей и традициями армянской монархии, весьма рекомендую. 
Время от времени посещаю прекрасный сайт Armenian Highland. Сейчас там обновление - новые страницы по царским династиям Армении. Рекомендую.
Друг сообщил об интересном сайте, где есть также информация об армянских царях и царских династиях.
18th-Apr-2010 05:06 pm - Качиньский в Вавеле

Насколько я понял из телевизионных новостей, несмотря на протесты общественности, тело польского президента Качиньского всё же будет захоронено в Вавельском замке в Кракове. Конечно, несмотря на откровенно реакционные и даже экстремистские политические взгляды Качиньского – убеждённого русофоба – по-человечески чувствуешь сострадание к человеку, скончавшемуся в такой страшной трагедии. В подобной ситуации, президентские почести и особо пышная церемония захоронения вполне понятны и оправданы. Но даёт ли трагическая смерть (пусть даже президента) права автоматического приравнивания скончавшегося к царям и патриархам нации? Тем более, что – насколько можно предположить – виновником трагедии, скорее всего, оказался сам Качиньский, который (опять же, это предположение, но близкое к действительности) по сугубо политическим соображениям игнорировал предложение диспетчеров посадить самолёт на запасном аэропорту и приказал пилотам садиться в Смоленске. В результате чего погиб сам и уничтожил всю правящую политическую и военную элиту Польши. Имеет ли такой человек право быть захоронен в Вавеле?

 

Ведь Вавель – это святая святых польской нации. Вавельский холм расположен на левом берегу реки Вислы. Последняя для поляков имеет такое же значение, как Волга для русских, Нил для египтян или Арацани для армян. Первоначально на вершине Вавельского холма располагалось святилище славянского племени вислян. Позже там был построен княжеский замок, а позднее была постоена резиденция польских королей. В кафедральном соборе, расположеном на территории замка, находится усыпальница польских королей. Особым богатством архитекрутного стиля и внутреннего убранства отличается королевский дворец ВавеляДворец состоит из множества залов, каждый из них в своём особом стиле, многие содержат реликвии польской нации. Например, в зале Ядвиги и Йогайла (Jadwiga and Jogaila Chamber) хранится легендарный меч Щербец (Szczerbiec) - священная регалия королевского рода Пястов, который был центральным элементом в церемонии коронации польских монархов. Ещё фото, и ещё.
А вот как выглядит потолок Посольского зала Вавельского королевского дворца.

 

Мне посчастливилось побывать в Кракове и видеть всё это богатство своими глазами. Впечатления незабываемые! А это самое удивительное, что я видел в Вавельском замке – драконовы костивисящие на цепи у входа в кафедральный собор. Согласно легенде, некий злющий дракон безобразничал в округе, поедал всякую живность – от овечек до девиц красных, пока не был убит местным героем Краков (Кракусом – от него и название города Кракова). Вот, как изображён этот дракон на средневековой гравюре:


 

А вот его логово в пещере, расположенной прямо под одной из стен Вавельского замка.


Легендарный замок, легендарный дворец, хранилище священных преликвий и национальный пантеон. Не думаю, что это подходящее место для захоронения политически ангажированного и пользующегося сомнительной репутацией политика, который не отличился ничем примечательным в истории и судьбах польского народа.


18th-Apr-2010 03:12 am - День рождения Раффи
Сегодня отмечается день рождения великого патриота Акопа Мелик-Акопяна, более известного под своим литературным псевдонимом Раффи (Րաֆֆի). Потомственный дворянин, автор ряда исторических, этонографических и художественных произведений и множества статей, Раффи обладал редчайшим для своего времени государственным мышлением, остро переживал за интересы армянского народа и пытался всеми силами воспитывать в разрозненном и во многом потерявшем своё национальное самосознание армянстве чувство патриотизма и гордости за свою историю и традиции. "Давит-Бек", "Самвел", "Хент", "Искры", "Меликства Хамсы" - эти и другие художественные и исторические труды Раффи стали частью золотого фонда армянской литературы и историографии.

Неоценим вклад Раффи в изучение истории и традиций армянского дворянства. Его труд "Меликства Хамсы" является энциклопедией армянской аристократии Арцаха. Благодаря Раффи были собраны и чудом сохранены важнейшие детали, касающиеся генеалогии, обычаев и быта арцахского дворянства. В ходе своей поездки по Арцаху в 1881 году, Раффи побывал в вотчинах всех армянских княжеских родов (в том числе и у моих предков). Собранный им материал бесценен не только для армянской дворянской традиции, но и для этнографии Армении и всего Кавказа.

Одна из школ, в которой я учился в течении нескольких лет, была школа имени Раффи в Ереване. Помню, с каким интересом я читале его "Меликства Хамсы", как удивлялся любопытным сведениям, которые он сообщал; например то, что дворцы ("дарпаснер") арцахских меликов имели разные залы, меблированные в армянском, европейском и азиатском стилях, и в зависимости от того, кто гостил у мелика, ему отводили соответствующий зал.
У френда mama_4olly прочитал печальную новость о размолвке князя Давида Багратуни-Мухранского с княжной Анной Багратуни-Грузинской. Здесь короткий видеорепортаж.

Была упущена золотая возможность воссоединить две ветви Грузинского Монаршего дома, потомок которых мог бы стать легитимным царем Грузии. Надеюсь, что грузинский народ найдет другое решение и непременно восстановит монархию. По крайней мере Грузинский Монарший дом - это серьёзная сила, поддерживаемая значительной частью интеллигенции, народа и Грузинской церковью.
Не перестаю удивляться глубокому уважению и трепетному отношению грузин к своим традициям. Нигде в Европе я не встречал такой безусловной гордости и приверженности традиционным ценностям, обычаям и обрядам, как в Грузии. Разница с Арменией разительная и явно не в пользу армянского народа. Сравните: в Армении рюкзак называют на русский лад - "рюкзак", в Грузии - "хурджини". Ведь и в армянском языке есть традиционные слова "xurjin" (խուրջին) или же "usapark" (ուսապարկ), но они давно позабыты, а назовешь рюкзак "хурджином" или "усапарком" - это вызовет насмешки у соотечественников. При этом непонятно над чем сеемся - над своим принебрежительным отношением к своей же традиции? Или же другой пример: сравните армянского деда мороза с грузинским дедом морозом. Армянский разоделся в русские одежки и смотрится нелепо - Ерёмушкой, а грузинский одет в традиционную национальную одежду, очень красивую. И так во всём.

В то время как в Армении почти что стерлись субкультурные различия между разными марзами (провинциями), в Грузии эти различия существуют по сей день и именно они и делают страну уникальнейшим этнографическим музеем под открытым небом и настоящим раем для этнотуризма. Каждый регион имеет свой неповторимый субкультурный колорит. Мне больше всего нравится Сванетия с её суровыми боевыми башнями, со строгими нравами, простым спартанским укладом жизни, песнопениями, а также уникальными традициями, отличающими сванов даже от остальной части Грузии. Вот одна из традиций - леми, уникальный по своей форме флаг средневековой Сванетии:
 

В переводе со сванского языка, леми означает "лев". Поднятый во время боя флаг леми не просто развевался, а надувался объемно и действительно выглядил подобно льву, парящему над сванским войском. Скорее всего, это древний дохристианский оберег, возможно, племенной тотем сванов. По этой ссылке интересный рассказ про леми.

От себя добавлю другой рассказ. Мне рассказывали, что флаг леми считался святыней и душой Сванетии. Как-то раз, кажется, черкесы напали на Сванетию, разграбили её, и среди прочего выкрали флаг леми. Сваны посчитали это оскорблением для себя. Они немедленно собрали своё воинство (благо, там каждый мужчина считается воином и каждый при оружии) и совершили ответный набег на черкесов. Сваны ничего не взяли из награбленного черкесами - только вернули флаг леми.

Может быть легенда, а может быть правда. Но история эта хранится, как часть древней традиции. А в Сванетии никому не нужно доказывать, что традиция - это святая святых.
Привожу неполный список меликских - княжеских (в случае Арцаха, Сюника, Гехаркуника, Лори и Еревана) и дворянских (в остальных случаях) - родов северо-восточных провинций Армении. Надеюсь, что по мере возможности мы сможем пополнять его. В списке указаны фамилии родов и (в случае меликских родов) их владения.
АРМЯНСКИЕ МЕЛИКСКИЕ И ДВОРЯНСКИЕ РОДЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АРМЕНИИCollapse )
This page was loaded Feb 20th 2017, 4:26 am GMT.